Размышления,  Авторы,  Вдохновение,  Топ

«Пъ: Алхимик» | «The Alchemist»

Композитор и звукорежиссёр Сергей Туманов о работе над фильмом Алексея Эрберга

Творческая работа это…

Любая творческая работа — это процесс, и чтобы идея по-настоящему ожила, нужно потратить время и силы. Мой подход к работе достаточно простой: я сажусь за рабочий стол, где у меня всё, как правило, уже подключено и настроено, и начинаю работать, пока не получу результат. Как говорил в одном из своих интервью Ник Кейв: «Вдохновение — для лентяев, садитесь и работайте, пока что-то дельное не создадите». Я стараюсь следовать его установке.

Работа на разных концах планеты… Петербург и Мельбурн… Как вам это удалось?

Поначалу мы созванивались с Алексеем каждый вечер, в течение первой недели так точно. Для меня это было важно, я читал его произведение и уже понимал и представлял, о чем идёт речь, но мне хотелось почувствовать именно автора, попытаться максимально увидеть мир «его глазами». Эмоции и энергию, которые Алексей вкладывает в этот проект, и что он видит “перед собой”, когда рассказывает про все детали — вот это я и старался уловить и передать в своей работе. Эмоциональная составляющая в визуальном проекте очень тонка и может быть разрушена если “картинка” не будет соответствовать настроению “звука” и наоборот. Это важно учитывать.

Я звонил Алексею из будущего, чтобы через его настоящее создать наше общее «здесь и сейчас» и передать его зрителю уже вне времени.

Достаточно интересным опытом конечно было подстраивание времени и планов друг под друга из-за того, что мы в буквальном смысле находимся на разных концах планеты (Петербург и Мельбурн) с разницей во времени в 7-8 часов. Конечно то, что это не первый наш совместный проект, уже помогало, но бытовые вопросы часто вставали на пути из-за этой разницы поясов и в общем-то полюсов. Я звонил Алексею из будущего, чтобы через его настоящее создать наше общее «здесь и сейчас» и передать его зрителю уже вне времени.

Как выстраивается процесс и структура произведения?

Процесс и структура произведения выстраивается достаточно хаотично, для меня это некий стиль работы. Если представить художника, который просто разбрызгивает краску на холст и потом пытается нарисовать что-то уже более конкретное… — вот, наверное, это про меня. Мне кажется, у каждого артиста свой стиль, который вырабатывается с годами, меняется, но остаётся своим комфортным. В таких проектах как «Пъ: Алхимик» | «The Alchemist» я конечно всегда стараюсь держать в голове эмоциональную историю произведения или фрагмента, над которым работаю, и выстраиваю свою композицию уже вокруг этого ощущения. В процессе безусловно всё меняется и не один раз, но это нормальный рабочий процесс. Главное для меня — это увидеть процесс развития эмоций, абстрагироваться от текста и уйти на эмоциональный фон произведения, вокруг которого и выстраивается структура. Для меня музыка это всегда про эмоции.

Главное для меня — это увидеть процесс развития эмоций.

Что интересно было попробовать выразить?

Хотелось выразить всё. Всё, что есть на бумаге, когда читаешь это произведение, всё, что в последствии передаётся и происходит на экране после того, как материал уже отснят. Всё это хотелось выразить, и подчеркнуть уже существующее, и работать в одном измерении с происходящим.

Что для вас стало опорными точками в композиции?

Опорные точки в композиции — это звуковые триггеры. Изначально мы их создавали для работы во время перформанса, чтобы артисты могли ориентироваться в пространстве происходящего. Но при этом хотелось, чтобы эти триггеры ещё и стали частью истории, опорными точками, что вот сейчас что-то произойдет либо завершится.

Насколько сложно увязать всё воедино?

Не сложно. Я поэтому всегда стараюсь работать с эмоциональной составляющей произведения. Потом проще соединить фрагменты воедино, так как основная прослеживаемая нить в них одна, и она создана самим произведением, а я делаю её “подзвучку”.

Чем вдохновляться во время работы?

Для меня вдохновение — это оправдание лени, есть задача — нужно работать. Тем не менее, чтобы работа была комфортнее, я старался часто просто абстрагироваться на другие проекты, перформансы, театральные истории либо просто хорошую книгу. Всегда хорошо разряжает переключиться на что-то другое и отвлечься, иначе «замыливается» и голова и уши. Но лично я предпочитаю далеко не уходить от темы. Если я, например, работаю над композицией для драматической пьесы, я вряд ли пойду смотреть комедию, скорее я почитаю драму другого автора, чтобы отвлечься от задачи, но и не “выходить” из нужного настроя. Для меня это важно, но у каждого свой стиль работы безусловно.

Были ли находки вне рабочего пространства?

Да, безусловно. Я работал параллельно над гитарным произведением для другого проекта, и, в какой-то момент при настройке инструмента, я услышал звук, который мне очень понравился. У меня большой опыт работы с “необычной музыкой” и звуковыми эффектами, так что я быстро подключил сеть эффектов (которые я использовал для третьего проекта) и начал играть на гитаре в поисках того самого звука, который я случайно услышал. В итоге практически вся композиция финального акта строится вокруг гитарной игры в стиле нойз! Я это тщательно завуалировал потому, что я не хотел чтобы гитара использовалась в данном произведении, я хотел только этот звук. Всё это помогло найти очень интересное настроение, которое подчеркнуло развитие композиции и вывело необходимую, на мой взгляд, эмоцию. Сложно сказать что это было вне рабочего пространства, но учитывая что 90% своего времени я так или иначе занимаюсь музыкой, её продюсированием, развитием лэйбла, либо около музыкальными делами, в общем-то всё вокруг уже стало рабочим пространством, и я очень этому рад.

Насколько для вас было важно ощущение дэдлайна?

Для меня это всегда важно, это дисциплинирует и позволяет строить планы на другие проекты. Тайм менеджмент наше всё!

Что зацепило при работе над звуком?

Само произведение! У меня есть простое правило, если Алексей Эрберг предлагает принять участие в его проекте, всё, что мне нужно знать это, когда приступаем. Очень важно если произведение, над которым ты работаешь, тебя зацепило, а именно так и происходит с его работами. Поэтому в работе над звуком меня больше всего зацепило само произведение, которое Алексей написал.

Поделиться ссылкой: